ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ И РОДИТЕЛЯМ
I. Общие признаки начала употребления психоактивных и наркотических веществ подростками, а также возможность использования подростков при совершении преступлений.
1. Меняется рисунок поведения подростка. Он старается не разговаривать в Вашем присутствии по телефону, а в беседах с друзьями активно использует сленг, так что создается впечатление эзопова языка.
2. В общении с Вами он становится резким, раздражительным, вспыльчивым. Меняется круг друзей, которые, в отличие от прежних товарищей, явно не спешат знакомиться с Вами, а то и просто избегают этого, стараются исчезнуть из дома при Вашем появлении.
3. Подросток без видимой причины теряет в весе, с трудом засыпает ночью, а в дневное время находится в полусонном состоянии.
4. Зрачки либо постоянно расширены, либо сужены и практически не реагируют на свет.
5. Из дома начинают пропадать вещи, в первую очередь - его собственные.
6. На венах появляются следы уколов (чаще это вены на предплечьях, локтевых ямках, под коленями, в области паха). В квартире обнаруживаются шприцы, мелкие пакетики (блистеры) со следами порошка, либо веществ растительного происхождения.
7. При употреблении наркотических средств путем курения внимание должны привлекать: характерный смолистый запах, остатки сухих стеблей и листьев растений в карманах и пакетиках, приспособления для курения (чилимы, трубочки, бонги, самодельные кальяны).
8. Эпизодическое наличие крупных или непонятного происхождения больших сумм денег, не соответствующих достатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.
9. Изменение аппетита - от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства, периодически тошнота, рвота.
10. Обратить особое внимание на общение подростка в социальных сетях: «Вконтакте», «Одноклассники» с незнакомыми людьми, в том числе предлагающих возможность быстрого заработка. Переход на использование приложений Виполе (Vipole) Телеграмм (Telegram), Бросикс (Brosix), с популярных Вотсапп, Вибер, Фэйсбук, Айсикью.
I. Действия при обнаружении наркотических и других сильнодействующих веществ
1. Если вещества, которые предположительно являются психоактивными, находятся у подростка, ни в коем случае не пытайтесь сами изъять эти вещества. Изъяв у подростка наркотические и психотропные вещества, вы по факту принимаете эти вещества на хранение. А согласно действующему законодательству, незаконное хранение наркотических средств или психотропных веществ, является уголовно наказуемым деянием (ст. 228 УК РФ).
2. По возможности изолируйте данного подростка в отдельное помещение, при этом не оставляйте подростка без присмотра.
3. Немедленно поставьте в известность о случившемся руководителей образовательного учреждения.
4. Сообщите о случившемся в органы внутренних дел.
5. Известите о случившемся родителей или опекунов подростка.
II. Если у Вас возникли подозрения, что подросток находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
В таком случае:
1. Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.
2. Немедленно поставить в известность руководителей образовательного учреждения.
3. Срочно вызвать медицинского работника образовательного учреждения.
4. В случае, когда состояние подростка может быть расценено как состояние алкогольного или наркотического опьянения, немедленно известить о случившемся родителей или опекунов подростка.
5. Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства причин и обстоятельств употребления алкоголя или наркотиков.
6. При совершении подростком хулиганских действий целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
ПАМЯТКА для родителей
«Половая зрелость»
Половая зрелость у тинейджеров наступает раньше, чем психологическая. Телом – взрослый, душой – ребенок. Это несоответствие может привести к большим проблемам.
Причины беременности у девочек – подростков:
- Рискованное поведение.
Часто беда случается с девочкой, которая связалась с плохой компанией. Но в такую компанию подросток попадает потому, что чувствует себя в семье и школе одиноким, отвергнутым, ненужным. Вот и начинает искать внимание и понимание где только может, бессознательно выбирая наиболее рискованный тип поведения. Девочке уже не до сохранения здоровья, и она не особо заботится о последствиях подобного общения. Думает: «Все равно никому не нужна».
- Беременность по неведению.
Даже в наш просвещенный век девочки нередко попросту не ведают, что творят. Доверяются «опытному» партнеру: её 14, ему «целых» 16… И потом не связывают сбои в месячных с прошедшей близостью, а увеличение объема талии наводит их на единственную мысль: надо сесть на диету.
- Изнасилование.
Большую часть изнасилований совершают не маньяки, а приятели и знакомые девочки. Как же такое становится возможным? Она сбежала из дома? Не понимает опасности? Захотелось приключений? Родителям безразлична судьба дочери, и они не научили её основам безопасного поведения? Если после изнасилования не были приняты необходимые профилактические меры, значит, девочка не смогла рассказать родителям о том, что с ней произошло.
- Запланированная беременность.
Как правило, девочка стремится решить таким невероятным способом свои психологические проблемы, возникшие в семье, в школе, в отношениях с родителями. Утвердить собственную ценность: «Никто меня не любит, а я ребеночка рожу, он будет меня любить». Или доказать свою самостоятельность, выразить протест против родительской опеки: «Как еще объяснить вам, что я уже взрослая и хватит меня воспитывать?». Диалог с использованием таких аргументов неконструктивен, а факт беременности девочки – доказательство не взрослости, а инфантильности. Она еще не повзрослела настолько, чтобы думать о последствиях своих действий и отвечать за них.
Как помочь своему ребенку сделать правильный выбор?
- Установить доверительные отношения со своими детьми. Ценить их откровенность, искренне интересоваться их проблемами.
- Общаться уважительно, на равных. Тон приказа сработает не в пользу родителей.
- Не подшучивать над их переживаниями, не высмеивать их чувства, не говорить: «Мне бы твои проблемы».
- Не раздражаться и не проявлять агрессивность. Придерживаться позиции мудрой сдержанности.
- Не говорить об объекте увлечения подростка пренебрежительным и оскорбительным тоном.
- Не разрывать отношения подростков резко и категорично.
- Пригласить друга или подругу ребенка к себе, познакомиться. Это позволит вам получить объективное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше разрешить им видеться у вас дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.
Рассказать им о себе, об истории своей первой любви. Это поможет наладить взаимопонимание. Получить возможность бережно влиять на их поступки и отношения, вовремя предупредить и уберечь от беды.
ПАМЯТКА родителям подростков
УБЕРЕГИТЕ ЕГО ОТ БЕДЫ
Подростковый возраст – один из самых кризисных периодов в жизни человека, и ему присущи свои особенности:
максимальный расцвет эмоциональной сферы; появление импульсивных, взрывных реакций;
действие идёт сразу же за эмоцией, без промежутка на размышление;
учеба отходит на второй план, а на первый план выходят межличностные отношения;
развивается чувство взрослости, и появляется негативизм – желание делать все по-своему.
Подростки, как известно, представляют собой группу риска по употреблению психоактивных веществ, асоциальному поведению, суициду.
Предлагаю вам несколько основных правил общения с «трудными» подростками, соблюдение которых позволит снизить имеющиеся риски:
1. Открытое обсуждение проблемы. Оно снимает тревожность, способствует выходу эмоций, тогда как избегание темы и подавление эмоций только увеличивает риски.
2. Внимание к резким изменениям в поведении подростка (снижение успеваемости, отсутствие заботы о своем внешнем виде, стремление к уединению, раздача ценных вещей, рискованное поведение, потеря самоуважения).
3. Вовлечение в социально одобряемые формы деятельности в соответствии с интересами подростка (дополнительные занятия, кружки и секции).
4. Вооружение подростка знаниями о жизни и взаимоотношениях людей (чтение литературы, родительские и бабушкины рассказы). Подростку необходимо знать, что и с нами всякое случается, что мы совершаем ошибки и переживаем неудачи, но справляемся с ними.
5. Постепенная передача подростку заботы и ответственности за его личные дела. Он считает себя взрослым и требует к себе такого отношения. И если он не получает этого в мире взрослых, прежде всего своих родителей, то будет в большей степени стремиться получить это в среде своих сверстников и, возможно, в искаженной форме.
6. Постоянный контакт с подростком. Он должен знать – что бы с ним не случилось, ему есть к кому идти и просить помощи. Зачастую уход подростков в «плохую компанию» является замещением отсутствия положительного общения в семье.
Подростку неуютно в этом мире, и он вынужден бежать из него, когда мы:
не знаем, за что его можно похвалить;
предвидя трудности, ограждаем от них, а не учим преодолевать;
запрещаем или осуждаем его чувства;
обвиняем его в своих неудачах и проблемах;
предъявляем к нему противоречивые требования;
постоянно контролируем и не даем возможности выбирать;
требуем безошибочного действия и безупречного поведения.
Понимание и внимательное отношение родителей к проблемам своего ребенка, к его поведению поможет подростку пережить трудности этого возраста и избежать непоправимых ошибок.