Летопись Котовской Школы
А было это так. Вторая половина 19 века. Россия переходит на путь капиталистического развития. Реформы, последовавшие в стране в 60-70 годах, оживили систему просвещения. В справке областного государственного архива города Ростова – на – Дону от 5 апреля 1861 года приведены данные об открытии в станице в 1864 году одноклассного мужского училища. Где размещалось это училище, в указанной справке не сообщается, но, по свидетельству старожилов, школа занимала частный дом казака Муравьева.
Через 10 лет при Котовской церкви открывается церковно-приходская школа. Хотя в юрт станицы входило пять хуторов, на 1500 жителей станицы в 1877 году приходилось всего 13 учеников. Содержалась школа за счет средств пожертвований прихожан церкви Рождества Пресвятой Богородицы и периодических отчислений из станичной казны. И только в 1888 году на средства станицы было построено школьное здание.
В 1901 году 2 декабря по решению станичного правления было выделено 200 рублей на приобретение дубового леса на постройку двухклассного училища.
В начале 20 века в станице открывается первое церковно-приходское женское училище. Накануне 1914 года двуклассное приходское училище было преобразовано в пятиклассное - для мальчиков и трехклассное – для девочек. В училище обучалось около 110 учащихся, при населении станицы более 2000 человек. В 4-5 классах было по 5 учеников.
Заведовал школой Еремин Иван Степанович. Не педагог. Крутого нрава человек. В училище большое место уделялось изучению Закона Божьего и церковно-славянского языка. Зубрили тексты, ничего не понимая, но не дай Боже ослушаться священника, достанется и в школе и дома – особенно!
Словесность преподавал урядник, который требовал от учеников младших классов знание имен членов царской фамилии и начальствующих Донской области. Так как казачата должны стать в будущем защитниками веры, царя и Отечества, их заставляли много заниматься физической подготовкой. До выпускной инспекторской проверки добиралось очень мало казачат.
С 10-12 лет юный казак становился помощником главы семьи на полевых работах. Считалось, что достаточно научиться читать и писать, на этом образование заканчивалось. Две войны и последующая разруха усугубили положение в области народного образования.
Революция 1917 года, гражданская война, разруха, голод – все довелось испытать сельчанам. Но, несмотря ни на что, школа продолжала работать. В 1920 году М.И. Калинин на встрече с казаками станицы Котовской обратил внимание на неграмотность казачек. «Нет, казачка должна быть свободной, муж ее должен уважать… Мы хотим, чтобы казачки и на пианино играть умели!» (Урюпинская правда №29 февраль 1967 года).
По всей стране велась борьба с неграмотностью. Назрел вопрос о введении всеобщего обязательного семилетнего образования. И в 1933 году Котовская школа реорганизуется в семилетнюю, а в 1936 году состоялся первый выпуск Котовской семилетней школы. Окончило школу 17 учащихся. В трудное время они вступали в жизнь. В трудное предвоенное. В эти годы численность учащихся школы значительно возросла. В классах было более 20 учащихся.
До 1939 года директорами школы работали: А.А. Мельников, Н.Ф. Ясько, И.И. Алексеев, Молитвин. В 1939 году директором школы был назначен Ермилов Тимофей Петрович, который руководил школой с несколькими перерывами до 1949 года. В школе сложился хороший коллектив учителей. Заслуженным авторитетом у учащихся пользовались сестры Васильевы: Анна Ионовна и Таисия Ионовна, Е.Г. Житенева, П.М. Толстопятов, Л.Н. Михайлова, Ю.Д. Агапова и другие. В паспорте школы довоенного времени значилось, что здание школы было построено в 1888 году. Оно неоднократно перестраивалось, в 1940 году к основному зданию школы было пристроено 6 комнат. Внутри все классные комнаты были соединены дверями. Так как в школе работал один учитель, таким образом он мог переходить из класса в класс.
Еще не затихли раны гражданской войны, а на горизонте маячила тень новой войны. 1941 год. Война… Она в корне изменила характер работы в школе. Многие ее ученики, не окончив школы, вынуждены были уйти на производство, заменив тех, кто ушел воевать с фашистами. Резко ухудшилось материальное положение в семьях учащихся и материальное обеспечение самой школы. Тяжело было всем: и отцам, ушедшим на фронт, и матерям, которые работали в тылу за себя и за мужа, ушедшего воевать, и детям, у которых вместо счастливого детства тоже была война. И все же школа работала. Было трудно. Уроки начинали, когда станет светло, потому, что не было керосина. Не было учебников, наглядных пособий и письменных принадлежностей. Писать было не на чем, поэтому вся работа на уроке была устной, а на уроках русского языка писали. Между газетных строк и нередко гусиным пером. Когда нечем было топить школьные печи, учительницы вместе с детьми после уроков на волах отправлялись в лес, чтобы на завтра как-то создать уют в классах. После уроков ученики шли помогать матерям по хозяйству и в поле. Пришлось расширить пришкольный участок и урожай с него использовать для бесплатных горячих завтраков. Изменилась и программа школы. Много внимания уделялось военному обучению.
В военные и послевоенные 40-50-ые годы развернулся педагогический талант учительниц Агаповой Юлии Демьяновны и Абрамовой Клавдии Ивановны. В 50-ых годах в школе работали супруги Аверины: Николай Михайлович и Анна Владимировна. Хорошо работали а эти годы ученические организации, которыми руководили З.Д. Спивакова, а позже – Е.А. Карпова. Школьники вели активную корреспонденцию со школами страны. Следопыты школы начали поисковую работу, переписывались со знаменитыми земляками: Г.П. Клеткиным, В.А. Чекиным и другими.
В 1954 году был произведен капитальный ремонт школы, а в 1955 году началось строительство пришкольного интерната. Было перенесено здание начальной школы хутора Трухтенского. По инициативе В.Н. Кириченко учащиеся получали бесплатное питание. Жизнь в школе понемногу налаживалась. Процесс воспитания и обучения проходил на достойном уровне. Слаженно работал весь коллектив учителей, который формировался за счет своих воспитанников. За успешное и плодотворное обучение группе учителей в разные годы было присвоено звание «Отличник народного образования».
С 1950 года до 1956 года директором школы был Плетнев Владимир Гаврилович. С 1956 по 1973 года школу возглавлял Ерков Степан Васильевич. В 1962 году наша школа стала восьмилетней и в 1963 году выпустила своих первых выпускников. Их было 22.
Шли годы. Старая школа ветшала. Правление колхоза приняло решение :«Нужна новая школа». Ведь там, где есть школа, есть уверенность в завтрашнем дне, есть будущее. И вот в декабре 1983 года Шеховцов Иван Григорьевич – заместитель председателя исполкома Урюпинского района и председатель колхоза Ларин Павел Дмитриевич открыли здание новой школы. В 1985 году Котовская восьмилетка стала средней школой. В ее просторных, светлых, уютных классах есть все необходимое для получения полноценного среднего образования. Новую школу принимала директор Еремина Алла Григорьевна, проработавшая на этой должности с 1975 по 2003 годы. С 2003 года школу возглавляет Ефремцева Людмила Александровна.
В настоящее время в МКОУ Котовской СОШ обучается около 100 обучающихся. В школе организовано детское объединение «Дружина», состоящее из трех звеньев: младшего, среднего и старшего. Каждый класс имеет свое название, девиз и песню. Время пролетает незаметно, потому что каждый ребенок занимается любимым делом. В школе работают кружки различных направлений: спортивные, эстетические, предметные. Ребята очень любят школьные праздники и с удовольствием к ним готовятся, придумывают различные интересные номера. Каждый педагог нашей школы пытается донести знания даже до самого слабого ученика, каждый болеет сердцем за свое дело.